Научный блог музея-заповедника "Тарханы" (museum_tarhany) wrote,
Научный блог музея-заповедника "Тарханы"
museum_tarhany

Category:

«Нежная мечтательница»

Марии Михайловне Лермонтовой, матери великого поэта, было суждено прожить «21 год 11 месяцев и 7 дней», как свидетельствует надпись на гранитном памятнике, увенчанном бронзовым крестом со сломанным якорем, символом разбитых надежд. Всего два года и несколько месяцев она была рядом со своим сыном. Но детские впечатления, связанные с ней, Лермонтов запомнил на всю жизнь.
О Марии Михайловне известно совсем немного. Она была единственным ребенком в семье Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича Арсеньевых. Родилась в Москве. Домашнее образование, принятое в то время для девиц, получила в Тарханах. Родители старались дать дочери хорошее воспитание. Подтверждение тому – найденный документ об итальянском танцмейстере Стилятто, учившем тарханскую барышню танцам. Она увлекалась сентиментальными романами графини де Жанлис, Мари де Бомон, а также «Бедной Лизой» Н.М. Карамзина. Готовилась к поступлению в Смольный институт, куда были поданы документы. Однако скоропостижная смерть отца в новогоднюю ночь 1810 года разрушила планы: Елизавета Алексеевна не отпустила от себя единственную дочь.
В восемнадцать лет Мария Михайловна вышла замуж. Ее избранником стал Ю.П. Лермонтов – красивый и статный молодой человек, капитан в отставке, бедный дворянин. Выбор дочери мать не одобрила. К неудовольствию Арсеньевой ее кроткая и хрупкая Машенька твердо и решительно отстояла своего избранника.
Где и когда состоялось венчание родителей Лермонтова, неизвестно, но жить они стали в Тарханах. В памяти дворовых остались добрые дела Марии Михайловны. Люди помнили, как «в сопровождении мальчика-слуги, носившего за нею снадобья», она «переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью». Говоря о Юрии Петровиче, крестьяне восклицали: «Добрый, очень добрый барин!». По-девичьи трогательные стихи, вписанные рукой Марии Михайловны в маленький альбом в коричневом сафьяновом переплете, – это свидетельство счастливого периода жизни родителей поэта, искренних и нежных чувств молодой женщины к мужу:
Люблю тебя, люблю – сам Бог мне в том свидетель.
Возможно ли твоих достоинств не ценить?
Любя тебя, мой друг, люблю я Добродетель.
Желание одно – тебе подобной быть.
Однако отношения в семье осложнялись частыми ссорами между Арсеньевой и Юрием Петровичем. Мария Михайловна мучилась из-за этого, и лучшим утешением для нее была музыка и общение с сыном. «Как некий сон младенческих ночей» остался в душе поэта ее образ.
Лермонтов почти ничего не помнил о матери, но видел ее портрет. В доме хранили вещи, письма, книги Марии Михайловны. О ней вспоминали родственники и знакомые. Особенно много давало общение с Марией Акимовной Шан-Гирей, двоюродной сестрой Марии Михайловны. Мать поэта в своем альбоме называла ее подругой «по душе и чувствам».
Тоской по матери пронизаны детские воспоминания Лермонтова, этими воспоминаниями он наделял и героев произведений. В драме «Странный человек» Владимир Арбенин говорит о матери, с которой был рано разлучен: «На ее коленях протекали первые годы моего младенчества, ее имя было первою моею речью, ее ласки облегчали мои первые болезни».
Самое яркое впечатление детства Лермонтов вспоминал так: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Унаследовавший музыкальность матери, поэт очень дорожил своими воспоминаниями о музыке, услышанной в детстве. Главное, что осталось у него от матери, – отзвук ее песни. Он прошел через многие произведения Лермонтова. Прежде всего, это «Ангел» – одно из юношеских стихотворений, где звучит чарующе-печальная материнская песня. Ангел в этом произведении становится олицетворением матери. Первое, что услышал младенец, – песня, мелодия которой навсегда осталась в его душе.
В стихотворении «Кавказ» воспоминания о красоте природы оживляют переживания, связанные со смертью матери:
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас…
Красивая музыка и замечательный голос всегда находили отклик в душе Лермонтова. В стихотворении «Она поет – и звуки тают…» поэт в первую очередь описывает голос, а потом внешность. Многие женские образы он связывает с музыкой. Например, в романе «Герой нашего времени», в главе «Тамань», герой слышит голос Ундины, о котором говорит: «Звук будто падал с неба». Музицирует княжна Мери, поет и танцует Бэла.
Спустя годы, храня сердечную память о матери, Лермонтов создаст едва ли не самые проникновенные в русской поэзии стихи о материнской нежности и любви, хранившей сына от житейских невзгод, – «Казачью колыбельную». В.Г. Белинский писал об этом стихотворении: «… все, что есть святого, беззаветного в любви матери, …вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, – все это воспроизведено поэтом во всей полноте». Это стихотворение – блестящий итог раскрытия Лермонтовым образа материнства. Поэт как бы вживается в мир чувств лирического персонажа. Сделать это впервые в русской литературе удалось именно ему. Может быть, оттого, что между матерью и сыном, похожими внешне («Он очень походил на мать свою», подмечено Краевским), было и духовное родство. Друзья ценили в Лермонтове доброту и любящее сердце. В общении с близкими людьми он был «полон женской деликатности и юношеской горячности». Эти душевные качества, способность тонко чувствовать и сопереживать поэт унаследовал от матери. Память о ней навсегда осталась святой, ее образу в душе Лермонтова мы обязаны созданием многих замечательных творений.
Шубенина Е.И.
Tags: Лермонтова, Мария, Михайловна, Ю.П. Лермонтов, мечтательница, нежная
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment